20 и 21 июня на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Канарейка». Режиссером постановки выступил лауреат Премии Президента РФ для молодых деятелей культуры Дмитрий Сердюк.
В основу спектакля легла биография оперной дивы Марии Каллас (Сати Спивакова), столетие которой мир отметит в следующем году, и одноименная пьеса журналиста и сценариста Марии Варденга, рассказывающая о последних днях жизни теряющей рассудок певицы. Её мир сузился до двух домработниц, водителя и личного психиатра. С ними утратившая мировую славу, голос и главную любовь своей жизни — миллиардера Аристотеля Онассиса - звезда проводит «кастинг» на новую постановку «Макбет». В ее представлении они – талантливые певцы и коллеги...
Художником постановки стал заслуженный художник РФ, лауреат Государственной премии, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Боровский, придумавший декорацию из смарт-зеркал, зазеркалье которой отражает внутренний мир Марии Каллас, и воссоздавший её сценические костюмы для оперных постановок «Сомнамбула», «Тоска» и «Макбет».
Для Дмитрия Сердюка спектакль «Канарейка» — это попытка разгадать загадку таланта тогда, когда артист теряет свой дар, и в этом смысле это не бенефис, а драматическая история.
«Мы крайне мало знаем об этом периоде жизни Каллас, - рассказал режиссёр, - хотя существует ряд документальных фильмов, но эта сторона её жизни, как мне кажется, не была раскрыта. Мне, как режиссёру, было крайне интересно посмотреть на артиста дома, когда он не La Divina, не божественен, когда он в окружении домработницы, водителя, помощницы по дому, личного врача, и когда остаётся совсем мало времени. Есть такой образ - когда свечка гаснет, она даёт последний яркий огонь. Вот, мне кажется, час сорок этого спектакля это тот самый яркий огонь перед тем, как она уйдёт навсегда, но останется её голос. Что очень важно».
«У меня было ощущение, что я знала Каллас по рассказам Мишеля Глотца, который более десяти лет работал с моим супругом, - призналась Сати Спивакова. - Он был одним из агентов Марии Каллас, начиная с конца 1950-х до самого ее ухода. И у него хранилось и в офисе, и дома множество её фотографий, различных вещей, её личных писем. В частности, я помню, в одном письме она ему пишет: твоя Мария, сумасшедшая, но не полностью. Он знал её в разные этапы её жизни, конечно, он её боготворил, и, кстати, в уста Ферруччо, который тоже реальный персонаж в нашей пьесе, вложены слова Мишеля, сказанные им в одном из документальных фильмов о Марии Каллас - это он рассказал, что он прибежал первым, когда узнал о её кончине и увидел, что она наряжена Бруно очень просто и лежит в гробу с косой».
«Канарейка», как называл Марию её возлюбленный Аристотель Онассис, не в силах принять себя той, в кого превратилась: от величайшего мирового сопрано остались лишь осколки. Она проиграла, озадачив весь мир вопросом: может ли большой художник позволить себе человеческое счастье? И какова будет его цена?
«Я 13 лет веду программу о классической музыке «Нескучная классика» и, конечно, я прослушала огромное количество записей Каллас в разные периоды и могу понять эту трагедию, - сказала Сати Спивакова. - Она попыталась вернуться на сцену в начале 70-х, у неё был тур с тенором Джузеппе Ди Стефано, который уговорил её поехать в гастрольное турне с дуэтами, у него болела дочь, ему нужны были деньги. Ей казалось, что она сможет переступить через страх публики, потому что все говорят, что она занималась почти каждый день и слушала свои записи. Голос ещё был, но страх выйти к публике, зная интерес толпы к ней как брошенной женщине - это её окончательно подкосило».
Автор Мария Варденга
Режиссер Дмитрий Сердюк
Художник-сценограф Александр Боровский
Художник по костюмам Александр Боровский
Художник по свету Дамир Исмагилов
Композитор Полина Лундстрем
В спектакле заняты: Сати Спивакова, Владимир Шульга/Евгений Данчевский, Татьяна Кречетова, Илона Гайшун, Евгений Самарин.
{AprilClubNews}