Известный французский режиссер Франсуа Озон прилетел в Москву, чтобы представить столичной публике свой новый фильм «Рики». Отправной точкой для создания картины, по его словам, стал рассказ английской романистки Роуз Тремейн «Мотылек» о ночной бабочке, которую так влечет к свету, во французском издании получивший название «Легкий, как воздух».
Это очень лиричная, несколько фантастичная, но в то же время очень жизненная картина про то, что ангелами не становятся, ангелами рождаются. Просто мы, простые смертные, понимаем это не сразу. По признанию режиссера, ему очень понравилась идея того, как нечто необычайное - рождение ребенка, у которого начинают расти крылья - нарушает привычное течение унылой жизни героев. В результате получился фильм, который трудно отнести к какому-то определенному жанру. Это и мелодрама, и сказка, и комедия... Каждый раз, когда история начинает казаться слишком невероятной или странной, элементы юмора и и даже некоей отрешенности снимают напряжение. Чем дальше развиваются события, тем менее фантастичной и более реальной она кажется.
В каждом из нас чего только не намешано - добро борется со злом, ангелы с демонами, и это уже даже не метафора, а так, констатация факта. Впрочем, взглянуть фактам в лицо можно тоже по-разному. Что мы собственно и видим на примере самого главного из искусств.
Итак, мать-одиночка Кэти (Александра Лами), воспитывающая 7-летнюю дочку, знакомится с настоящим мачо Пако (Сержи Лопес), приехавшим во Францию на заработки из Испании. Это знакомство меняет привычный уклад жизни маленького семейства, т.к. результатом быстро развивающегося романа становится несколько необычный ребенок... Все эти события мы видим глазами маленькой девочки, сердце которой разрывают любовь и ревность...
Естественно, еще на стадии создания сценария встал вопрос: какие конкретно физические метаморфозы происходят с ребенком, и насколько реалистично на это реагируют окружающие. Когда, например, должны появиться крылья? По замыслу режиссера, они появляются через несколько месяцев после рождения малыша, тем самым воплощая ухудшение отношений родителей. Основная идея заключалась в том, чтобы различные стадии роста крыльев символизировали различные стадии развития отношений внутри семьи. Например, когда появляются первые бугорки, то Кати объясняет это тем, что Пако бил ребенка, что заставляет Кати расстаться с Пако. Когда начинают расти крылья и Рики начинает летать, происходит сближение матери и дочери и так далее.
В «Рики», как и в одной из ранних своих картин «Посмотри на море», Озон погрузился в тему материнства: зрители наблюдают за сложной эволюцией материнских инстинктов главной героини. Сначала она – львица, стремящаяся защитить свое чадо. Затем она кажется более игривой, по-детски непосредственной, и, наконец, она становится матерью, которая вынуждена признать реальность, в которой ее ребенку необходима забота, в которой ребенком надо делится, а в какой-то момент позволить ему уйти.
Об этом мы и побеседовали с Франсуа Озоном.
- Первая мысль, которая у меня возникла после просмотра фильма - та, что ангелами не становятся, ангелами рождаются. Что, по вашему мнению, должна дать ребенку мать, чтобы ей не страшно было отпустить ту нитку, которая их связывает?
- На самом деле, я не хотел, чтобы в начале фильма у зрителя возникала идея, что этот ребенок - ангел. Сначала он просто другой, он отличается от остальных детей. И когда ближе к финалу героиня отпускает нитку, я хотел, чтобы возникла ассоциация о свободе. В сущности мать выпускает его на свободу и ей, конечно, страшно за него.
- А когда вы росли, каким вы были ребенком? Похожим на других?
- Я был маленьким монстром. Дело в том, что нас в семье было четверо братьев и сестер, и у нас всех очень маленькая разница в возрасте. Обычно очень сложно в такой ситуации найти свое место, его приходится завоевывать, и поэтому я, наверно, ассоциирую себя с маленькой девочкой в фильме, которой тоже очень сложно найти свое место в семье.
- Как удалось найти девочку на роль Лизы? Мелюзин Майанс - просто потрясающий ребенок, ей удалось передать такой широкий спектр чувств и эмоций, незаурядный актерский талант...
- Да, это был очень сложный кастинг. У нас сначала была идея отыскать такую маленькую и худенькую девочку примерно 6 лет, но оказалось, ребенку в этом возрасте очень сложно сыграть то, что мы хотели. В конце концов, мы нашли эту девочку Мелюзин.. Ей 8 лет, физически она выглядит младше своих лет, а эмоционально она достаточно зрелая, и эта зрелость ей позволяла играть в этом фильме гораздо лучше, чем мы ожидали.
- В вашем фильме семья - такая тонкая субстанция, которую все время что-то разрушает - или внешнее воздействие вроде появления нового члена семьи, или какие-то внутренние противоречия. Что, по-вашему, для гармонии семьи более губительно - недоверие друг к другу или какие-то внешние события?
- На самом деле я хотел сказать, что семья в том плане, в котором она существовала раньше, на западе почти не существует. Семейные отношения стали чрезвычайно сложными, какие-то привычные установки разрушаются, и на сегодняшний день каждому члену семьи нужно сделать очень большие усилия, чтобы сохранить ее и найти в ней свое место. Собственно так же, как и в фильме.
- Ваш фильм еще раз воскрешает мысль о том, что в основе жизни лежат простые чувства. Главная героиня Кэти ведома простыми эмоциями, так, может быть, действительно мы в силу развития цивилизации очень многое усложняем и стоит стремиться к простоте? Хотя бы в отношениях друг с другом.
- Я думаю, что этот фильм говорит о любви, о солидарности, о готовности понять другого. Быть готовым принять другого человека и то, чем он от нас отличается, возможно, одна из главных ценностей человеческих взаимоотношений.
ДОСЬЕ:
Франсуа Озон родился в 1967 году в Париже, закончил французскую кинематографическую школу «Ля Феми», снял несколько успешных короткометражных, а затем и полнометражных фильмов, международную популярность завоевал благодаря фильмам «8 женщин» и «Бассейн».
Озон считается одним из самых заметных молодых режиссеров новой «новой волны» во Франции.
В российский прокат фильм Франсуа Озона «Рики» выходит 4 июня 2009 года.
{AprilClubNews}