21 и 22 декабря на Новой сцене Вахтанговского театра состоялась премьера спектакля по пьесе швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта «Ромул Великий».
Дюрренматт, называвший себя «самым мрачным комедиографом из всех существующих», считал комедию единственным жанром, который в состоянии отобразить современность, и написанную в 1948 году пьесу «Ромул Великий», ставшую третьим драматургическим сочинением выдающегося писателя и публициста, не зря обозначил как «исторически недостоверную комедию».
Действительно, исторический сюжет, а именно падение Западной Римской империи, трактуется Дюрренматтом весьма вольно: Ромул Август, в роли которого в постановке Театра имени Вахтангова выступил народный артист России Владимир Симонов, в 476 году был ещё ребёнком, а не фанатичным «куроводом» «за пятьдесят», Орест - не преданным полководцем, а отцом Ромула, да и предводитель германцев Одоакр (Максим Севриновский) со своим историческим прототипом не имеет ничего общего кроме имени.
В своей пьесе драматург попытался осмыслить не отречение императора, а трагические уроки Второй мировой войны, несостоятельность надежд на изменения к лучшему, несовершенство человека, абсурдность и самого мироустройства, и желания его изменить.
«В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр, - отметил режиссёр спектакля Уланбек Баялиев. - Это о человеке, у которого есть власть, и есть идея, замысел обустройства мира».
Действие пьесы разворачивается в течение суток - с утра 15-го до утра 16 марта 476 года - на вилле императора Западной Римской империи Ромула в Кампанье, где царят хаос и запустение. Министр финансов сбежал вместе с казной, которая, впрочем, была давно пуста. Сам Ромул занят не государственными делами, а разведением кур и распродажей бюстов великих представителей Рима и листков со своего золотого лаврового венка, отчаяяно торгуясь в антикваром Аполлионом (Олег Форостенко).
Скакавший два дня и две ночи префект Спурий Тит Мамма (Виталийс Семёновс) принёс страшные новости: Павия пала, командующий римскими войсками Орест со всей своей армией попал в плен. Но император отказываться его принять, ничего не желая знать о событиях, которые всё равно не в силах изменить. Его политическое кредо — ничего не делать: Рим давно умер, и не стоит сражаться за мираж.
Жене Юлии (Яна Соболевская) он признаётся, что стал императором, чтобы разрушить Римскую империю. Когда его дочь Рея (Евгения Ивашова) говорит ему: «Наша беззаветная любовь к родине сделала Рим великим», Ромул отвечает, что эта любовь не сделала Рим хорошим: «Своими добродетелями мы откармливали изверга».
«Рим сам себе изменил, - считает император. - Он знал правду, а предпочел силу. Он знал человечность, а предпочел тиранию».
Не правда ли, весьма злободневно?
Всеми покинутый Ромул готов принять смерть от руки Одоакра, но тот и сам страшится мирового господства. Одного пугало прошлое, другого — будущее, но они не властны ни над тем, ни над другим, единственное, что им остаётся, — попытаться устроить настоящее...
Но не факт, что это возможно.
Художник-постановщик – Евгения Шутина
Художник по свету – Тарас Михалевский
Художник-гримёр – Ольга Калявина
Звуковой дизайн – Руслан Кнушевицкий
Помощник режиссёра – Наталья Меньшикова
Музыка Фаустаса Латенаса
В ролях: Яна Соболевская, Евгения Ивашова, Владислав Демченко, Сергей Пинегин, Олег Лопухов, Евгений Косырев, Олег Форостенко, Виталийс Семёновс, Владимир Логвинов, Максим Севриновский, Сергей Батаев, Павел Тэхэда Кардэнас, Денис Бондаренко, Артём Пархоменко.
{AprilClubNews}