11 и 12 октября в рамках VIII Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» на сцене «Геликон-опера» Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» представил столичной публике премьеру полной сценической версии оперы Жоржа Бизе «Иван Грозный».
«Фестиваль «Видеть музыку» задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, — анонсировал премьеру президент Ассоциации музыкальных театров, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац, заслуженный деятель искусств России Георгий Исаакян, — не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи. К счастью, так и получилось, и афиша VIII Фестиваля это подтверждает, отражая реальное состояние российского музыкального театра, такого, каким он является в действительности, — с его победами и сложностями, поисками и экспериментами, взлетами и открытиями. Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» всегда ждут в Москве, особая честь, что в рамках фестиваля будет показана самая настоящая музыкальная сенсация».
При упоминании французского композитора Жоржа Бизе чаще всего вспоминаются мелодии хабанеры и сегидильи из самой известной оперной драмы великого музыканта «Кармен». Но в творчестве композитора есть и весьма неожиданное по своему сюжету произведение - и это опера «Иван Грозный», самая яркая и интересная из известных нам опер зарубежных композиторов на русскую тему.
Её история тоже небезынтересна. В 1938 году в Национальной библиотеке Франции в Париже проходила выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Жоржа Бизе. И на ней впервые была представлена незавершенная партитура оперы «Иван Грозный», за пять лет до этого найденная хранителем библиотеки Парижской консерватории Гийомом де Ваном в бумагах Эмиля Штрауса, второго мужа вдовы Жоржа Бизе, после его кончины в 1929 году.
В основе сюжета оперы, написанной Жоржем Бизе между 1862 и 1864 годами на либретто Франсуа-Ипполита Леруа и Анри Трианона, лежит реальное историческое событие — женитьба царя Ивана Грозного на черкесской княжне. Правда большинство остальных коллизий в произведении являются художественным вымыслом.
В отличие от многих других композиторов, изображавших Ивана Грозного жестоким правителем, Бизе сделал своего главного персонажа лирико-драматическим героем, искренне любящим свою супругу Марию, не интриганом и мнительным сумасбродом, а жертвой заговора боярина Юрлова и мести Игоря и Темрюка. Русский правитель предстаёт сложным и неоднозначным человека, который мог быть и великодушным и любящим, и безжалостным и мнительным. Авторы оперы учитывали разные, порой противоречащие друг другу исторические сведения, стремясь создать реалистичный образ монарха.
В 1943 году в Париже в концертном исполнении были представлены несколько номеров из оперы «Иван Грозный». В 1951 году в Большом театре Бордо была осуществлена её первая постановка. Но и эта постановка, и целый ряд последующих шли со множеством купюр. В 1975 году для медиагруппы BBC была создана более точная версия с ранее не представленным материалом.
Впоследствии дирижер Говард Уильямс подготовил полное исполнительское издание оперы, используя собственную версию незавершенной финальной сцены (на основе материалов Жоржа Бизе), которая была представлена в концертном исполнении на фестивале в Монпелье. После этого об опере Жоржа Бизе забыли на несколько десятков лет, пока художественный руководитель и основатель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России Юрий Александров не воскресил яркую оперную страницу мирового музыкального театра XIX века.
«В центре оперы Жоржа Бизе образ царя Ивана Грозного, — рассказал художественный руководитель и основатель театра «Санктъ-Петербургъ Опера», народный артист России Юрий Александров. — Мы привыкли к стереотипу — старик с горбатым носом, желчный, мнительный. В этой версии он совсем другой: царь еще молод, он еще влюблен, влюблен настолько, что может умереть, почувствовав, что теряет свою возлюбленную. Интересно рассказать романтическую историю этого великого человека».
17 и 18 декабря 2022 года на родной сцене коллектива в Санкт-Петербурге состоялась мировая премьера оперы. И вот, наконец, «Ивана Грозного» увидела и Москва
{AprilClubNews}