9 октября в Лектории Музея Москвы прошла пресс-конференция, посвященная премьере спектакля «Борис» по мотивам исторической драмы А.С.Пушкина «Борис Годунов» с участием продюсера Леонида Робермана, режиссера Дмитрия Крымова, актеров Михаила Филиппова и Паулины Андреевой, директора Музея Москвы Анны Трапковой.
Предыдущий театральный проект Дмитрия Крымова и Леонида Робермана «Безприданница», поставленный в «Школе драматического искусства», удостоился престижной театральной премии «Хрустальная Турандот» в номинациях «Лучший спектакль» (Дмитрий Крымов) и «Лучшая женская роль» (Мария Смольникова). Тогда же для продюсера Леонида Робермана была введена специальная номинация «За создание уникального негосударственного театра».
Новый проект стал первой работой Дмитрия Крымова во внетеатральном пространстве. «Борис» в интерпретации Крымова — site-specific спектакль: как в пьесе «Борис Годунов» Москва становилась героем драмы, так и в постановке Крымова одним из главных действующих лиц спектакля становится здание музея со всей его многообразной историей.
Для объединения театрального действия с предметным миром эпохи Ивана Грозного и Бориса Годунова режиссер и хранители музея подобрали более тысячи артефактов: церковную утварь, детали кожаной обуви, керамику, трубы из дерева и побывавшие в пожаре изразцы.
«Музей Москвы открыт всем театральным экспериментам нашего времени, ведь перформативное искусство уже давно стало частью современной музейной жизни, - отметила Анна Трапкова. - Новая постановка Дмитрия Крымова становится в ряд постановок таких режиссеров как Резо Габриадзе, Дмитрий Брусникин, Максим Диденко, которые зрители уже видели в нашем музее».
«Пространство музея и сопротивлялось и помогало, - признался Дмитрий Крымов, - это удивительное пространство, я каждый день приходил сюда с дрожью, похожей на мою многолетнюю дрожь, которая не оставляла меня в Театре Васильева, где я работал 14 лет. Я каждый день приходил туда и думал: Боже, неужели я здесь работаю, в этом прекрасном театре, это просто невероятно. И так же и здесь - это пространство просто настолько «энергетичное», и, когда знаешь, что на втором этаже хранится - я часть видел, - это просто вызывает мурашки на коже. Это очень интересно. Оно и сопротивляется тоже. Оно как человек, оно не поддаётся, оно как бы разговаривает с тобой... Если ты делаешь правильный ход, оно тебе отвечает, если неправильный, оно показывает тебе... Это удивительное пространство, я уверен, его можно по-разному обыгрывать Это какой-то очень странный трансформер в центре Москвы, с такой историей».
«Это очень не простой проект, - рассказал Леонид Роберман, - в котором участвует большое количество людей, и эти люди должны быть собраны в определённое время. На сайте проекта есть блоки, и эти блоки распределены на год. И мы в данном случае не можем исходить от способности или возможности одного артиста. В первом блоке в роли Марины Мнишек вы увидите Паулину Андрееву и Мириам Сехон, в следующем блоке вы увидите Паулину Андрееву и Викторию Исакову, а потом вы и меня увидите - я буду играть».
«Когда Дмитрий Анатольевич пригласил меня на этот проект, - сказал Михаил Филиппов, - он сказал, что это будет «Борис Годунов» и назвал роль - Шуйский. Но я уже тогда хорошо понимал, что это будет не Шуйский Пушкина, а Шуйский Крымова. Я не называю это ролью, это маска, точнее, когда речь идёт о спектакле, который ставит художник-режиссёр, это краска. Поэтому для меня в этом нет ничего унизительного, на палитре Дмитрия Анатольевича быть краской это очень интересно».
«Я тоже краска, - заметила Паулина Андреева. - Рассказывать о роли за полтора часа до второго показа на зрителе как-то не хочется, честно говоря. Но я должна сказать, что когда со мной связался Леонид и назвал фамилию Крымов, то мне было даже не важно, что - Годунов или что-либо другое. Потмоу что это сразу «да» и поиск возможностей, чтобы это было... Это первая моя работа вне стен Московского художественного театра, впервые в жизни я делаю что-то на стороне, и у нас действительно разная школа. Мои мастера Дмитрий Брусникин и Роман Козак, и это МХАТ и так далее, и я не буду лукавить и говорить, что мне было просто, легко и понятно мгновенно, потому что Дмитрий Анатольевич говорит на своём языке. И с Машей Смольниковой, со своей актрисой они понимают друг друга с полувзгляда, а я - нет. Но постепенно, как мне кажется, особенно в последнем блоке я почувствовала, что понимаю язык Дмитрия Анатольевича».
Премьерные спектакли пройдут в Музее Москвы с 10 по 17 октября 2019 года.
Продажа билетов - https://artpartner.ru/boris
{AprilClubNews}