21 и 22 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова будет представлен новый спектакль по пьесе Пьера-Огюстена де Бомарше «Севильский цирюльник» в постановке Геннадия Шапошникова (сценография и костюмы Виктора Герасименко, композитор Андрей Зубец, художник по свету Руслан Майоров, художник-гримёр Ольга Калявина, звукорежиссёр Михаил Лобанов, помощник режиссёра Марина Марченко).
«Это моё первое обращение к творчеству Бомарше, - отметил Геннадий Шапошников. - Я люблю оперу Россини «Севильский цирюльник», но в данном случае речь шла о драматическом произведении, и я воспринял работу над ним как вызов. Если передо мной возникают неразрешимые задачи, я зову художника Виктора Герасименко. Так было не раз. Возник разговор о масках, о комедии дель арте. Виктор нашёл гравюру XIX века, где изображён Арлекин с бритвой, и я понял, что угадал направление поисков. И ещё – что зрителю нужна комедия, чтобы на сцене было смешно и трогательно... В нашем спектакле не будет музыки Россини – разве что немного, в качестве комплимента. В роли графа Альмавивы появится Григорий Антипенко, собственно, выбор этой пьесы был его идеей. А Фигаро готовят два артиста – Олег Лопухов и Алексей Петров. Они очень разные, и рисунок роли для каждого будет свой, даже мизансцены будут меняться. Это не два состава, а два равноценных исполнителя».
В спектакле также участвуют Полина Чернышова (Розина), Михаил Васьков (Бартоло, опекун Розины), Владислав Демченко (Дон Базиль), Виталий Иванов (Начеку, слуга Бартоло), Клим Кудашкин (Весна, слуга Бартола, и Нотариус), а также выпускники курс Кирилла Пирогова Театрального института имени Бориса Щукина Альбина Абрамова, Виктор Трайбер, Владимир Симонов-младший.
«Севильский цирюльник», если забыть на минуту об опере итальянского композитора Джоаккино Россини, это, как сейчас бы сказали, приквел более известной пьесы Бомарше «Женитьба Фигаро». Это история о том, как Граф Альмавива женился на Розине, опекуном которой был тот самый доктор Бартоло, которому Фигаро задолжал 100 экю, ну, вы помните - из-за них ему чуть было не пришлось позже вместо Сюзанны жениться на Марселине.
«Это очень сложный жанр его сложно «проколоть», - признался Григорий Антипенко. - Но это было моё сознательное решение - мне очень хотелось в это поиграть. Я никогда ни в чём подобном не участвовал, поэтому мне было любопытно. Поскольку возраст уже подходит к тому, что вот ещё чуть-чуть и Бартоло надо будет играть, вскочить в последний вагон было интересно. А там как получится. Мне интересен был жанр - это очень острая форма, не потерять обаяние, и вообще узнать, а подходит он тебе или не подходит, а справишься ты или не справишься. Вот такие вопросы я себе задавал - хочу не хочу».
«Я думаю что, во-первых, здесь все герои такие узнаваемые, и, мне кажется, мы все в каком-то смысле - моя героиня, - рассказала Полина Чернышова. - Поэтому, конечно же, в ней много от меня. Но с другой стороны, она младше, чем я, и вот мне кажется, когда я была маленькая, лет 15 назад, я была, может быть, прям почти что такая же. Но сейчас, конечно, я уже выросла и благодаря этому мне как будто легче её сыграть - я могу немножечко со стороны посмотреть».
В спектакле очень интересная сценография - всё действие крутится вокруг дома доктора Бартоло, в котором буквально заточена Розина, крутится и сам дом, выкручивается влюблённый граф Альмавива, закручивает и раскручивает интриги искусный плут Фигаро. Каждый из персонажей является той или иной маской комедии дель арте, каждый по ходу дела примеривает еще и другие и (возможно благодаря чёрно-белым контрастным костюмам) кажется какой-то фигурой на шахматной доске.
Ход белых, ход чёрных, шах, шах и... всё ради того, чтобы в финале король пал и восторжествовала любовь. Та самая любовь, которая не за деньги и не по принуждению, о которой мечтает Граф Альмавива и ради которой (ну и за вознаграждение, конечно) гораздый на выдумки Фигаро проявит все свои таланты.
{AprilClubNews}