Решив тряхнуть стариной, герои фильма Эдгара Райта «Армагеддец», пятеро сорокалетних друзей (Саймон Пегг, Ник Фрост, Пэдди Консидайн, Мартин Фримен, Эдди Марсан), встретившись после долгой разлуки, устраивают алко-марафон по пабам своей малой родины.

За прошедшие вдали друг от друга годы они стали друг другу неинтересны, и найти точки соприкосновения не удаётся даже за выпивкой. Но выясняя отношения между собой, они обнаруживают, что в городе их детства почти всех людей заменили роботами. Здравствуй, о дивный новый мир.

«Армагеддец»

Итак, перед нами очередной фильм от творческой троицы «Эдгар Райт - Саймон Пегг - Ник Фрост» («Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» - их рук дело), и по традиции он может порадовать хорошим британским юмором, хорошими британскими же актерами, массой отсылок к поп-культуре и интересной постановкой экшен-сцен. При этом в его основе лежат вполне себе общечеловеческие вопросы: как найти своё место в этом мире? Стоит ли цепляться за дружбу, которая себя  изжила? И можно ли повзрослеть, не потеряв себя?

Четверо друзей стали представителями среднего класса, пятый - по-прежнему безработный алкаш-сорвиголова. Те, что остепенились, не особо рады своему пресному, ничем не примечательному существованию, но и тот, что упорно не взрослеет - жалок, нелеп и несчастен.

Впрочем, именно его маниакальное сопротивление ветру перемен становится оружием борьбы против власти чужих в городе. Здесь создатели фильма могли бы упростить себе задачу, сказав: вот ваш герой, а его друзьям-занудам прямая дорога в ряды роботов. К счастью, вместо этого они дают каждому из персонажей причину бороться - за детей, за разваливающийся брак, за карьеру, за вдруг воскресшую любовь, за живую лишь прошлым дружбу и за такое эгоистичное, но такое понятное желание делать то, что хочется.

«Армагеддец»

Прекрасно во всём этом то, что ни одна из этих мотиваций не осуждается. Потому что, в конце концов, нет ничего плохого в том, чтобы вести размеренную семейную жизнь, или в том, чтобы выбрать смыслом существования работу, или в том, чтобы отказаться от семьи-карьеры-отношений и найти своё призвание в чём-то ином. Плохо - это не когда ты следуешь нормам и не когда ты их нарушаешь, а когда какой-то конкретный образ жизни пропагандируется как единственно возможный и желанный; грести всех без разбора под одну гребёнку, пусть даже из благородных побуждений - вот в чём зло. Мысль не нова, но фильм вкладывает ее в уста героя, который олицетворяет негативные последствия свободы выбора - и за счёт этого ему веришь. Парадокс состоит в том, что губить на корню свой потенциал - святое право человечества, но пользоваться этим правом нежелательно, и мы, прекрасные своими шероховатостями и недостатками, всегда должны над собой работать.

В этом и состоит последний, самый оптимистичный в фильме урок: если вы загубили свою жизнь двадцать лет назад, то вы уже не повернёте её на 180 градусов и не достигнете того, о чём мечтали - но, даже находясь на самом дне, можно взять себя в руки и хоть как-то двинуться вперёд. Потому что зрелость - это умение отвечать за свои поступки, брать на себя обязательства и заботиться о других. Работа, дом, семья - лишь бонусы взрослой жизни, а не необходимые атрибуты, и если вы относитесь к той части населения, которой для самореализации они не нужны, то ничего страшного, позорного и ненормального в этом нет. Потому-то в «Армагеддце» не присобачен сбоку припёка конвейерный happy end, и каждый из персонажей получает именно ту концовку, которую заслуживает, и находит не пуд счастья, а лишь малую его толику - а это,согласитесь, реалистичней и потому приятней.

{AprilClubNews}