14 октября в «Каро 11 Октябрь» прошла пресс-конференция фильма «Текст» по одноименному роману Дмитрия Глуховского в участием режиссёра Клима Шипенко, сценариста Дмитрия Глуховского и актёров Александра Петрова, Кристины Асмус и Ивана Янковского.
17 апреля 2017 года газета Metro в Москве и Санкт-Петербурге начала серию публикаций первого реалистического городского романа «Текст» автора романов «Метро 2033» и «Будущее» - четыре раза в неделю на протяжении трёх месяцев читатели газеты имели возможность прочитать новые отрывки из романа, адаптированные Дмитрием Глуховским под газетный формат. Так что с историей Ильи Горюнова, семь лет отсидевшего в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков, многие так или иначе знакомы. Тем более, что и жизнь подбросила весьма схожий сюжет.
«Я хотел написать реалистический роман, - признавался Дмитрий Глуховский. - Реалистический — значит о том, что бывает на самом деле. О том, что может случиться с каждым. Невероятно, как история журналиста Ивана Голунова оказалась похожа на историю героя моей книги «Текст» Ильи Горюнова. По сути, есть только одно мистическое и необъяснимое совпадение — схожесть имён, а остальное — статистика. Каждый четвёртый заключённый в стране, 140 000 человек, сидит по 228-й статье — за наркотики. И среди них наверняка есть такие же невиновные, как Иван Голунов, потому что подбросить наркотики — это самый простой способ расправиться с неудобным человеком. На мой взгляд, история Голунова — и Горюнова — сегодня не исключение, а правило».
«Все офигели, когда услышали историю Ивана Голунова, - сказал Клим Шипенко, чья картина «Салют-7» стала обладателем премии «Золотой Орел» в номинации «Лучший фильм» в 2018 году, - такого совпадения никто не мог просчитать, тем более, на это рассчитывать. Это совпадение, как совпадение имени в книге и фильме с именем Вани Голунова... Я учился ровно год с Ваней Голуновым, мы с ним одноклассники, что тоже весьма странно. Я его пригласил на премьеру, но он куда-то улетел и не придёт, но позже фильм посмотрит, и у него можно будет взять комментарий».
Студент филфака Илья Горюнов (Александр Петров) вместо того, чтобы корпеть над учебниками, со своей девушкой отправляется из Лобни в московский клуб «Рай» на дискотеку, где Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков устраивает облаву. Защищая девушку, Илья выводит из себя молодого офицера ФСКН Петра Хазина (Иван Янковский), и тот подбрасывает ему наркотики. В результате вместо института Илья оказывается на зоне. Спустя семь лет он возвращается домой, но ни мама, ни девушка его не ждут... И в этом виноват Пётр, походя сломавший ему жизнь...
«Наверно, опыта такого кино у меня ещё не было, - рассказал Александр Петров. - Если говорить о правилах игры, о которых мы договорились с Климом, то это то, что мы не будем пытаться выделываться, а просто снимем фильм по написанному тексту. Соответственно, там есть сцены, где я пил реальную водку, это можно было сыграть, это играется, это нормально, я играл в кино абсолютно пьяного человека, в этом нет какой-то большой сложности, но именно в этом фильме оператор Андрей Иванов всегда был с моим героем очень близко, и на большом экране любая фальшь была бы заметна. Именно поэтому в картине очень много живых моментов. Всё, что снималось, снималось с реальными людьми, никаких перекрытий в метро или на улицах Москвы не было. Это было достаточно тяжело, потому что, когда снимаешь в пятницу или в субботу в центре, когда Москва гудит, а у тебя никаких ограждений нет, и съёмочная площадка там, где камера, это достаточно тяжёлый, но очень крутой опыт. И каждый съёмочный день для тебя как американские горки. Я, конечно, благодарен Климу за это решение, потмоу что, если снимать этот фильм с большим бюджетом, в квартирах, которые сделали в павильоне, в декорациях, это всё не имело бы живой материи А когда ты снимаешь в этом же подъезде, где Митя и задумывал свою историю, где ты живёшь и соседи тебе уже приносят пирожки, ты всех уже знаешь, ты со всеми здороваешься, это совсем другое дело. И когда мы уезжали, жители города Дзержинский расстроились, потому что с нами было как-то весело».
«Для меня было много нового в съёмочном процессе этого фильма, - призналась Кристина Асмус, сыгравшая Нину, девушку Петра Хазина. - Я никогда не снималась и вообще не была на Мальдивах, спасибо, Клим, за выбор локации, мне понравилось. Я никогда не снималась в кино на мобильный телефон, это необычно и круто, не было скованности от камеры, от съёмочной группы, мне кажется, это кино будущего. И у меня впервые в кино была постельная сцена, причём, снятая в один дубль... и я должна сказать, что никакой связи с тем, что я играю Нину в Театре Ермоловой в постановке Максима Диденко, нет. Более того, Клим пришёл на спектакль «Текст», ему не «зашло» - ни спектакль, ни актёрские работы, - и он попросил кастинг-директора никого из артистов не звать на встречу с ним. Мой настойчивый агент полтора месяца одолевал студию и добился хотя бы знакомства. Как оказалось, слава Богу, не зря, и я пришла, и, по словам Клима, убедительно прошла пробы. Так я оказалось в кино. Мне очень сложно было во время съёмок играть в спектакле - это разные партнёры, разное решение героини, разный разбор материала, даже текст зачастую разный. Было сложно и сложно сейчас, я всерьёз подумываю прекратить своё участие в спектакле, потому что для меня «Текст» сложился в кино. Для меня Хазин - это Ваня, для меня Илья - это Саша, и та Нина, которую я сыграла в кино, мне ближе».
«Эпизод, когда моё персонаж погибает, - сказал Иван Янковский, - был очень интересно снят. То, как Саша меня убил и кинул в люк мы сняли с одного дубля. Нам нужно было это одним куском снять, и мы с Сашей договорились, что, играем, пока не остановят. Потом мы снимаем, он меня побил и тащит, и Клим не тормозит - всё было снято одним куском, интересно и по-живому. Важно, что это кино живое, и очень многое из того, что есть в картине, рождалось буквально в момент съёмки... И я никогда ещё не играл таких характеров, как здесь, и меня, конечно, привлекают такие роли, и я бы хотел играть больше таких засранцев, уродов, противоречивых людей, у которых вроде бы всё хорошо, но, если покопаться поглубже, то с ними не всё в порядке... Это было для меня новым, и я получал от этого большое удовольствие. А ещё, конечно, я не снимал порно фильмы никогда, и снимал его здесь и тоже получил большое удовольствие. И то, что я снимал некоторые эпизоды как оператор, тоже стало для меня очень интересным этапом».
Прокатчиком фильма «Текст» выступает кинокомпания «Централ Партнершип», онлайн-премьера картины в авторской редакции состоится эксклюзивно на видеосервисе START.
«Может быть мы сделаем более расширенную, не в плане откровенности, а просто расширенноую историю, - заметил Клим Шипенко, - потому что мы снимали очень много, очень подробно. Мне кажется, может получиться более длинная версия, если фильм понравится, и людям будет интересно подольше пожить в этом мире с этими героями».
{AprilClubNews}