До 68% электронных систем доставки никотина в России находится в серой зоне рынка из-за непомерно высоких акцизов. Это вынуждает импортеров использовать для ввоза вейпов из Китая другие страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В итоге доходы от акцизных сборов вместо российского бюджета получает тот же Кыргызстан, который является географическим соседом КНР. Такие данные были озвучены на пресс-завтраке Союза предприятий никотинсодержащих изделий (СПИНИ), представители которого подвели итоги года для вейп-индустрии.

Руководитель GR-направления Владимир Мишеловин сообщил, что сегодня в России насчитывается около 5 миллионов совершеннолетних потребителей никотиносодержащей продукции. Дуалистов, то есть тех, кто потребляют и вейпы, и традиционные сигареты, в стране около 12 миллионов. При этом в год в РФ продается порядка 180 миллионов электронных устройств доставки никотина.

Владимир Мишеловин, Елена Лукашова

По его словам, на российском рынке находится около 3840 тысяч литров никотинсодержащей жидкости и более 150 тысяч розничных точек торговли, участвующих в Национальной системе маркировки товаров «Честный знак». При этом, по данным исследований, проведенного Национальным научным центром компетенции, 68% рынка вейпов в стране находится в серой зоне.

Несоразмерно высокие по сравнению с другими участниками ЕАЭС акцизы (в России акцизный сбор составляет 42 рубля, в Беларуси порядка 21, в Кыргызстане 12,92) на никотинсодержащую жидкость не способствуют «обелению» российского рынка вейпов и приводят к перетоку продукции. Как рассказал Мишеловин, в этом случае предпринимателям выгоднее ввозить продукцию из Кыргызстана, который соседствует с Китаем – основным поставщиком жидкости для вейпов. В итоге российский бюджет недополучает прибыль, и эта информация дошла до президента России. И Владимир Путин поручил доложить по итогам полугодия, что вообще происходит с этим рынком, в какой степени он легализуется и как на это повлияло повышение акциза.

Говоря о возможном запрете вейпов, Владимир Мишеловин отметил, что мы живем в реальном мире, этот рынок фактически состоялся. Хотя, разумеется, он нуждается в контроле и регулировании, включая борьбу с наркотическими и психотропными веществами и недопущения их использования в электронных системах доставки никотина (ЭСДН). Но если закрыть официальный рынок, потребители пойдут покупать нелегальный товар на черный рынок.

Директор СПИНИ Герман Лукашов отметил, что решение правительства поднять акциз с 20 до 42 рублей сильно ударило по всем участникам рынка. Это заставило крепко задуматься всех о том, насколько вообще будет возможно вывести вейпы в легальное поле. И именно официальные игроки пострадали от этого больше всего.

Герман Лукашов

Руководитель отдела развития дистрибуции ООО «Бруско Импорт» Антон Михайлов обратил внимание, что в 2023 году таможенные службы производили проверку уже после выпуска товаров, за 2021-2022 года. По его словам, руководствуясь разъяснениями Минфина, таможня исходила из позиции, что некоторые товары, в частности, расходные материалы, приравниваются к ЭСДН, к самому устройству, к которому начисляется акциз.

- В одноразовых электронных сигаретах тоже доначисляют второй акциз, как за само устройство, так и за жидкость, содержащуюся внутри него, - говорит Михайлов. - Доначисления доходят до сотен миллионов и даже до миллиардов рублей. Все зависит от количества проверенных партий товаров. Мы разрабатываем политику защиты от таких действий. Надеемся, что суд все-таки разберется в тех нормах права, которые транслировал Налоговый кодекс на тот момент, когда с 1 марта был отменен акциз на электронные устройства, а Минфин направил письмо в официальный обзор только в конце 2023 года. По факту, когда этот пункт Налогового кодекса даже не действовал.

Антон Михайлов также сообщил, что у порядка 90% брендов, представленных на отечественном рынке вейпов, есть подделки. По его словам, акциз в 42 рубля делает легальную продукцию просто неконкурентоспособной на полке:

- Для примера просто цифры. Сейчас флакон нелегальной жидкости (30 мл) на полке стоит 450 рублей. Флакон легальной жидкости (10 мл) стоит 1000 рублей. Я не знаю, что должно произойти, чтобы потребитель сделал выбор именно в сторону легальной продукции. Поэтому копий много - порядка 90%.

Руководитель направления защиты СПИНИ Алексей Щетинин вспомнил опыт с кальянными табаками в 2016-2017 годах, когда снижение акцизов привело к тому, что практически весь рынок вышел из тени.

Одной из дополнительных причин, влияющих на рост стоимости вейпов, связан с тем, что китайские рабочие не умеют маркировать продукцию. Антон Михайлов посетовал на сложности, возникающие при обмене информации с китайскими партнерами. Он обратил внимание на отсутствие софта по маркировке на китайском языке:

- Для нас это реальная проблема - обучить китайцев маркировать продукцию. Потому что пока из-за того, что они не понимают, как это делать, это удлиняет срок поставки, негативно сказывается на конечной цене.

Он также сообщил, что сейчас никотинсодержащая продукция на площадках маркетплейса отсутствует, чего нельзя сказать о телеграм-каналах.