Фильм Ридли Скотта «Все деньги мира», снятый по книге Джона Пирсона «Пол Гетти. Мучительные миллионы», в основу которой легла реальная история похищения в 1973 году шестнадцатилетнего Жана Пола Гетти III (Чарли Пламмер), на самом деле, не столько о похищении, сколько о деньгах. Об их могуществе и об их проклятье.

Американский промышленник Пол Гетти (Кристофер Пламмер), в империю которого входила нефтяная компания Getty Oil Company и более 200 других предприятий, стал одним из первых в истории долларовых миллиардеров. Но когда похитили его внука, он отказался выплачивать выкуп.

«Мне всегда хотелось поработать над материалом, посвящённом деньгам, о том, как они контролируют людей и влияют на их жизни, – признаётся сценарист Дэвид Скарпа. – Вы только подумайте, ведь многие судьбоносные решения в нашей жизни определяются деньгами, будь то выбор работы, образ жизни и т.д. Очевидно, не обременённые богатством люди нередко вынуждены отказаться от своих желаний, их право выбора довольно ограничено. Деньги влияют и на эмоциональную составляющую человеческой жизни – они дают не только свободу и власть, но и право распоряжаться ею по своему разумению. Когда Квентин /продюсер фильма Квентин Кёртис/ рассказал мне об этом проекте, я спросил: «Это тот парень без уха?» На что он ответил: «Знаешь ещё один занятный факт? К тому времени Гетти был самым богатым человеком на планете, и выкуп был ему вполне по силам. Он владел миллиардами, похитители же требовали $17 млн. Для него это было все равно, что за парковку заплатить, и все же он отказался». Не скрою, это вызвало мой интерес, и я сказал: «Возьмусь».

Решение Гетти кажется ужасным всем, но более всех оно ужасает мать похищенного мальчишки Гейл (Мишель Уильямс), которой приходится лавировать между похитителями и свёкром, чтобы вернуть сына домой. У неё нет денег, но у неё есть характер и помощник - работающий на Гетти бывший агент ЦРУ Флетчер Чейз (Марк Уолберг).

«Все деньги мира»

Несмотря на то, что финал истории известен, у Ридли Скотта получился настоящий триллер, который смотрится с неослабевающим интересом, потому что в процессе повествования раскрываются вовлечённые в историю персонажи, противостояние между ними не замыкается на линии похищения. Почему старший Гетти предпочитал отношениям с людьми коллекционирование предметов искусства? Почему полиция прекратила поиски преступников? За что итальянские газеты готовы были заплатить Гейл 50000 долларов? Как красные бригады взаимодействовали с Cosa nostra? Чем занималась итальянская мафия? Почему в итальянской провинции никому нельзя было доверять?

«У него были стальная воля и проницательный ум, – говорит о Гетти Ридли Скотт. – Невозможно оказаться на Среднем Западе в 1948 году, купить землю и права на разработку нефтяных месторождений, не имея при этом достаточно мужества и рассудительности. Но когда его спросили, сколько он готов заплатить за жизнь внука, Гетти ответил: «Ничего». Все были поражены такой реакцией, однако тем самым миллиардер отправил преступникам послание. Похитители людей, вне всяких сомнений, являются террористами, и в наше время правительство не ведёт с ними переговоры. В этом вопросе Гетти существенно опережал своё время. Был ли он бессердечным? Не думаю – тем самым он выражал протест против похищения людей. Однако окружающие сразу же забыли о том, что Гетти был разносторонним филантропом. К тому времени, как он начал задумываться о своём наследии, уже началось строительство музея Гетти в Санта-Монике, который всегда был бесплатным для посещений».

Множество разнообразных деталей, и нюансов дают этой истории объём, который с лихвой компенсирует знание общей канвы сюжета. Ну и плюс, конечно, то обстоятельство, что изначально Пола Гетти сыграл Кевин Спейси - как известно, все смцены с его участием были в авральном порядке пересняты после того, как были обнародованы факты сексуального домогательства с его стороны.

{AprilClubNews}