«Рай»15 декабря в МИА «Россия Сегодня» прошла пресс-конференция фильма «Рай» с участием режиссёра Андрея Кончаловского и актрисы Юлии Высоцкой, сыгравшей в картине русскую княгиню Ольгу, оказавшуюся в Париже во время первой волны белой эмиграции и ставшей участницей французского Сопротивления, спасавшей еврейских детей.

На 73-ем Венецианском кинофестивале Андрей Кончаловский получил «Серебряного льва» как лучший режиссер за этот снятый на узкую чёрно-белую плёнку фильм об ужасах войны, которая разводит людей по разные стороны баррикад и заставляет их забыть о том, что они люди. Теперь «Рай» вошел в шорт-лист претендентов на награду Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И у него есть все шансы получить «Оскара», потому что это очень сильное, чёткое и совсем не скучное кино.

Андрей Кончаловский

В центре истории три героя - Ольга, француз-коллаборационист Жюль (Филипп Дюкен) и немецкий аристократ, штандартенфюрер СС Хельмута (Кристиан Клаусс), - попавших в чистилище и пытающихся донести свою ничем не прикрытую правду до своего судьи (которым волей-неволей становится и каждый зритель фильма). Их длинные монологи перемежаются воспоминаниями о произошедших с ними событиях, постепенно погружая нас в мир их чувств, эмоций, надежд.

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

По словам режиссёра, артист, проводя перед камерой по 6 часов и взаимодействуя только с самим собой, начинает не играть, а жить в кадре.Так достигалось ощущение достоверности происходящего.

«Я не думаю, что зритель идёт в кино, чтобы стать больше гражданином и после сеанса идти куда-то и делать прекрасные замечательные вещи, - считает Андрей Кончаловский. - Человек выходит из кинотеатра, может быть, полный каких-то светлых чувств или слёз, но он встречается с реальностью в троллейбусе или метро, и жизнь берет своё. Мы продолжаем жить той жизнью, которая была до. Очень небольшая, может быть, тысячная процента доля людей, на которых произведение искусство может оказать радикальное влияние. Я думаю, что люди приходят к произведению искусств, когда они хотят вернуться в свое детство. Под детством я имею в виду то время, когда человек верит в то, что происходит на экране. Это детское живёт в каждом человеке, и когда он верит, значит, он плачет, он смеётся, он переживает, как ребёнок. поэтому мне кажется, что если фильм понравился, то он понравился не голове вообще-то, а сердцу, душе, чему-то такому, что словами не объяснить».

Юлия Высоцкая

Но если сердце откликается на произведение искусства, то в конечно итоге голова тоже включается, и у человека есть шанс что-то переосмыслить. Если честно, я бы хотела, что эту картину в обязательном порядке посмотрели члены Госдумы, Совета Федерации, чиновники всех уровней и задумались, те ли законы они принимают. Потому что, когда читаешь в новостях о том, что Российская Государственная дума, большинство в которой представлено партией «Единая Россия», приняла в третьем чтении законопроект о правилах применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия к заключенным, это вызывает не очень хорошие ассоциации.

Андрей Кончаловский и Юлия Высоцкая

Впрочем, шанс взглянуть в глаза и истории, и окружающей нас действительности есть у каждого - драма Андрея Кончаловского выйдет в российский прокат 19 января 2017 года.

{AprilClubNews}