В основу фильма Стивена Спилберга «Секретное досье» легла история первой женщины-издателя газеты Washington Post Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип) и её редактора Бена Брэдли (Том Хэнкс), вступившими в гонку с «Нью-Йорк таймс» за право пролить свет на американо-вьетнамские отношения, скрывавшиеся от общественности более 30 лет правительствами четырёх президентов.

Материалы, называемые «Документами Пентагона», подтверждали, что президенты Труман, Эйзенхауэр, Кеннеди и Джонсон не говорили американскому народу всей правды о военных операциях США во Вьетнаме, а за ширмой обещаний о стремлении к миру скрывали расширение военных действий. Досье приоткрывало чёрную страницу истории Америки, на которой были представлены доказательства заказных убийств, нарушений Женевской Конвенции, подтасовки выборов и лживых докладов в Конгрессе.

Первая поправка к Конституции гласит, что конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное её исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Однако обнародование подобных документов крайне не желательно для любой власти в любое время, тем более это касалось не слишком популярной войны во Вьетнаме, унесшей жизни 58220 американских солдат, а общие потери в которой исчислялись миллионами человек. И Документы Пентагона доказывали, что из-за политики правительства США множество этих смертей были бессмысленными.

Перед Грэм и Брэдли стоял непростой выбор - публикация скандальных материалов, способных принести газете славу и положить конец войне, в то же время, могла стать обвинением в государственной измене, поставить под удар их коллег и родственников и, наконец, лишить Washington Post необходимых для её развития инвесторов. Тем более, в момент, когда политическая верхушка США уже оспаривает право освещения секретной переписки о Вьетнамской войне в NY Times в Верховном суде, угрожая её закрыть.

«Газета The Washington Post отчаянно рисковала, продолжив публикации даже после того, как судья наложил арест на The New York Times, – отмечает Стивен Спилберг. – The Post, если можно так сказать, истекала кровью. Газета должна была выйти на национальный уровень, чтобы сохранить платёжеспособность. В центре этой трагедии локального масштаба находилась Грэм, которой предстояло сделать самое важное решение в истории издания. Я видел в сценарии как рождение лидера, так и становление национальной газеты».

«Секретное досье»

При этом «Секретное досье» вовсе не скучное рассуждение о свободе слова и государственной тайне, не только попытка ответить на вопрос - должен ли человек предупредить нацию о смертельной опасности, несмотря на то, что лично для него это может закончиться далеко не лучшим образом? - а ещё и настоящий триллер о том, как свободная и бескомпромиссная пресса может эффективно раскрывать правительственные заговоры.

{AprilClubNews}