Фильм Ники Каро «Жена смотрителя зоопарка» рассказывает довольно известную историю смотрителей Варшавского зоопарка Яна и Антонины Жабинских, дававших убежище и сохранивших жизнь более чем 300 евреям в годы оккупации Варшавы нацистами во время II Мировой войны. За этот подвиг Израиль присвоил семье Жабинских титул Праведников народов мира.

Старые раны постепенно зарубцовываются, прошлое отдаляется, и иной раз стоит снова «поцарапать» болевые точки, чтобы напомнить о том, чем человек отличается от хищника. И снятая по мотивам одноимённой книги Дианы Акерман, основанной на дневниках Антонины Жабинской (Джессика Честейн), блестяще справляется с этой задачей.

«Жена смотрителя зоопарка»

«Это история о ценности жизни во всех ее проявлениях, - считает продюсер фильма Дайан Миллер Левин. - Дайан Акерман показала нам мир, в котором важны люди, звери и дух всего живого. Это рассказ о героизме женщины, живущей в эпоху всеобъемлющего страха и разрушения. Мы с Робби были до глубины души поражены тем, как Антонина отреагировала на призыв к действию и взяла на себя непостижимую задачу: укрывала людей в пустых вольерах и подземных туннелях; стольким жертвовала, чтобы всех накормить и не дать пасть духом — рискуя при этом своей жизнью и жизнью своих детей. Нас глубоко тронуло решение Антонины и Яна противостоять ненависти и бороться за чужую жизнь невзирая на страшную опасность».

Как известно, Варшавское гетто было создано нацистами в период оккупации Польши. За время его существования население гетто уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек. Большинство (в том числе, выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак и его воспитанники из «Дома сирот») в товарных вагонах были отправлены в концентрационный лагерь в Треблинке, где и погибли, но несколько тысяч человек удалось спасти благодаря героизму местного населения. А ведь за укрывательство евреев казнили всю семью «укрывателей».

Зоопарк, где в то время находился склад оружия, стал одним из перевалочных пунктов на пути евреев к свободе. Беглецов укрывали в вольерах, в созданных для хищных животных подземных туннелях, в доме Жабинских. Для Жабинских ситуация осложнялась вниманием к Антонине со стороны главного немецкого зоолога Лутца Хека (Даниэль Брюль), их знакомого ещё по довоенному времени.

«На меня произвели сильнейшее впечатление и книга, и стоящие за ней события, - признаётся Даниэль Брюль. - Перед зрителями Хек впервые предстает как друг четы Жабинских. Он разделяет их глубочайшую любовь к животному миру. После вторжения немцев он резко меняется. Теперь он гораздо более предан Нацистской партии и ее идеалам, и для Антонины с Яном это становится настоящим шоком. Я стремился передать этот парадокс: с одной стороны, он любит природу и защищает животных, а с другой — оправдывает и поддерживает зверства нацистов».

{AprilClubNews}