Один из крупнейших художников XX века Альберто Джакометти (Джеффри Раш) в большей степени известен как скульптор, именно его «Указующий человек» стал самой дорогой скульптурой в мире - в мае 2015 года 180-сантиметровая бронзовая фигура была продана за 141,3 миллиона долларов на торгах Christie’s в Нью-Йорке.

Однако в зрелые и поздние годы Джакометти много занимался и живописью. В излюбленном им жанре портрета модели располагаются строго в фас на разных расстояниях от картинной плоскости, в зависимости от степени удаленности фигуры меняются эффекты перспективных сокращений, пространство то сильно растягивается в глубину, то сжимается. Выдержанные в сумрачной цветовой гамме картины по манере исполнения сближаются с графикой. Нанесенные тонкой кистью черные, белые, цветные линии имитируют движения карандаша. В поздние годы стиль Джакометти становится еще более лаконичным, и его застывшие на пустом фоне портретные полуфигуры с темными лицами, по мнению критиков, сближаются с иконописными образами.

Фильм Стэнли Туччи «Последний портрет», снятый на основе воспоминаний американского писателя и ценителя искусства Джеймса Лорда (Арми Хаммер), рассказывает о работе над его портретом, ставшем для Джакометти последним. В 1964 году во время краткосрочной поездки в Париж Лорду предложили позировать всемирно известному художнику. По уверениям Джакометти, процесс должен был занять пару дней, но растянулся на 18 сеансов и закончился лишь тогда, когда Лорд смог остановить художника до того, как он в очередной раз собирался всё переписать... В 1990 году, кстати, эта картина была продана более чем за 20 млн долларов.

«Он рисовал как скульптор и ваял как рисовальщик, - считает бутафор Олли Уильямс. - Выскребал и гравировал бюсты и «Шагающего человека», а на картины наносил большое количество слоёв и повторял одни и те же мазки».

Художникам пришлось изрядно потрудиться, чтобы с большой точностью воспроизвести обстановку мастерской Альберто Джакометти, где и разворачивается история, во время которой в хаосе творческого процесса дружба двух совершенно разных мужчин проходит проверку на прочность. Особенно сложной оказалась работа над копиями скульптур - с одной стороны, Фонд Джакометти хотел, чтобы все произведения были точными, а, с другой, не настолько, чтобы их невозможно было отличить от оригинала.

«Последний портрет»

«Мне не нравятся байопики, - признаётся автор сценария и режиссер фильма Стэнли Туччи. - Не понимаю, как можно влезть в чью-то жизнь на полтора или два часа. Фильмом начинают управлять события, а должны управлять персонажи. Мы хотели собрать всё, что можно, и даже больше, об этом человеке и его жизни, сосредоточившись на последнем периоде. Я отобрал различные обстоятельства и события из жизни Джакометти и перенес их в этот двухнедельный период, создав жизнь в микрокосме, чтобы вы ощутили, каким он был внутри студии и вне ее... Меня всегда интересовал творческий процесс: почему художник делает то или это. И как художник относится к своим работам и к обществу. Этот творческий процесс хорошо описан Лордом и Джакометти в этой книжечке. Это одна из лучших книг из всех, что написаны о творческом процессе. Думаю все, так или иначе, должны относиться к ней, как к библии».

Несмотря на очень скромный бюджет, получилось очень атмосферное и совсем не скучное кино, заставляющее поразмышлять о природе творчества.

«Думаю, в этом фильм каждый найдет что-то для себя, - отмечает Арми Хаммер, глазами героя которого зрители видят происходящие в картине события. - Люди хотят просто прийти и посмотреть интересное кино. Студенты художественных школ, которые любят Джакометти, увидят его жизни изнутри, чего они, вероятно, никогда не видели. Все создали невероятное, утонченное, многослойное кино. Мне кажется, поэтому оно особенное».

{AprilClubNews}