Печать

«Довлатов»

on 18 Декабрь 2017. Posted in Фильмы

Новый фильм режиссёра Алексея Германа-мл. «Довлатов» примет участие в основном конкурсе 68-го Международного Берлинского кинофестиваля, который пройдёт с 15 по 25 февраля 2018 года!

«Отбор в основной конкурс одного из важнейших кинофестивалей мира – это огромная победа», – говорит режиссёр фильма Алексей Герман-мл. – «Я прочел Довлатова поздно — лет в 26–27, зато всего сразу, запоем. И тогда уже подумал, что было бы прекрасно снять фильм о нем, но долгое время не мог понять, как. Так что это путь длинной почти в 15 лет. Довлатов — один из безусловных символов последней четверти ХХ века. Он суперзвезда русской литературы. Огромный, тонкий, невероятно талантливый, жалко, что таких у нас больше не делают».

Работы Алексея Германа-мл. неоднократно принимали участие в программах ведущих мировых кинофестивалей. В 2015 году фильм режиссёра «Под электрическими облаками» участвовал в основном конкурсе Международного Берлинского кинофестиваля, в 2008 году фильм Алексея Германа-мл. «Бумажный солдат» был удостоен награды «Серебряный лев» за лучшую режиссёрскую работу на Международном Венецианском кинофестивале, фильмы режиссёра «Garpastum» и «Последний поезд» также были отобраны для программ Венецианской Мостры в 2005 и 2003 годах.

«Это наш третий совместный полнометражный фильм с Алексеем Германом- младшим. Мы много над ним работали, собрали сильную продюсерскую команду, интернациональную съёмочную группу. И очень рады, что фильм уже так высоко оценён - приглашением в конкурс Берлинского Кинофестиваля», – рассказывает продюсер картины Артем Васильев. – «Время действия фильма (начало семидесятых годов) – это время молодости моих родителей. Но при этом темы, о которых говорит в фильме Герман, невероятно современны – о выборе пути, о компромиссе с окружающим миром и самим собой, о твёрдых и не очень твёрдых принципах... Реакция на фильм наших коллег из других стран показывает, что и им эти темы и проблемы понятны и близки. И мы надеемся на удачную международную судьбу картины».

«У меня было две причины взяться за этот проект. Первая - режиссер. Каждый фильм Алексея Германа-младшего это всегда событие, завораживающий визуальный ряд и атмосфера. Это всегда безусловный вклад в мировой кинематограф». – добавляет продюсер картины Андрей Савельев. – «Вторая заключается в том, что мне созвучно довлатовское мироощущение, ироничный взгляд на превратности судьбы и неизменно сочувственное отношение к людям - их слабостям, привычкам и переживаниям. Мне хотелось, чтобы зритель увидел одного из самых человечных и тонких русских писателей глазами выдающегося режиссера современности».

Художник-постановщик фильма Елена Окопная делится впечатлениями о работе на картиной: «Я постаралась с предельным уважением отнестись к городу, жителям, их истории. Ленинград семидесятых и Санкт-Петербург сегодня – это не одно и то же лицо; время изменило город, интерьеры. И поэтому, для того, чтобы воссоздать ощущение от той эпохи, декорации строились с нуля в заброшенных зданиях, собирались и  воссоздавались предметы быта, а иногда и целые улицы, нельзя было забыть и об архитектуре малых форм и о многих других рукотворных подробностях. Мы работали в диалоге c архивными материалами: как с городскими, так и личными. Для каждого артиста, профессионального или нет, подбирались, а часто и шились костюмы с индивидуальными деталями и фактурой. В конечном счете, моей задачей было свести декорации и костюм в единое художественное и достоверное пространство».

Фильм о нескольких днях из жизни писателя Сергея Довлатова в Ленинграде начала 70-х годов накануне эмиграции его друга, будущего лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского. Это круговорот из парадоксальных и смешных ситуаций. Столкновение с криминалом, светская и литературная жизнь Ленинграда, киностудия «Ленфильм», музыка, чтение стихов, ремесло журналиста, страстное желание купить для своей дочери куклу, которую не достать нигде.

В череде жизненных коллизий, иногда смешных, а иногда пронзительных, мы открываем для себя жизнь тонкого, блестящего, ироничного человека, который выбирает свой творческий путь, чтобы позже превратиться в одного из самых популярных русских прозаиков XX века. 

«Довлатов»

МИЛАН МАРИЧ о съемках в фильме «Довлатов»:

— Знали ли вы о Довлатове до съемок фильма? Насколько вам было интересно сыграть российского писателя?

— О Довлатове я раньше не знал. Вообще, играть писателя – само по себе уже огромный вызов, а тем более, если играть литератора из страны, подарившей такую плеяду писателей, оказавших влияние на всю мировую литературу, из страны, имеющей такую культурную традицию.

О жизни Довлатова я больше всего узнал из его книг, книг его современников, книг, в которых о нем рассказывается. Это была своеобразная база, начало. Мне хотелось увидеть, каким образом он «фильтровал» все то, что находилось у него внутри. С другой стороны, я понимал, что такой режиссер, как Герман, даже снимая биографический фильм, совершенно не хочет подчинить его общему мнению, сложившемуся о Довлатове, но хочет попытаться как можно глубже исследовать проблематику и найти ответ на вопрос, что же все-таки кроется за «мифом о Довлатове».

Одно могу сказать с уверенностью: чего я точно не хотел, так это делать какую бы то ни было имитацию Довлатова – это было бы обречено на провал, поскольку каждый, кто читал Довлатова, составил о нем свое собственное представление. Единственное, что я мог – это погрузить себя в то эмоциональное состояние, в котором, как я думаю, он находился, и как можно искреннее представить все эти его дилеммы, страхи, неуверенность.

— Когда вы прочли сценарий, что вас заинтересовало в вашем персонаже в первую очередь? Изменилось ли его видение с течением времени? Поняли ли вы, что за человек был Довлатов?

— Когда я прочитал сценарий, то самым захватывающим показалось то, что я присутствую в каждой сцене. (Шучу). По сути, меня больше заинтересовало то, как все это связать воедино и не выглядеть банальным, как умело избежать общих мест. В этом мне помог Герман, просто между нами очень быстро установилось доверие, и мы оба понимали, что хотим сделать фильм, которого Довлатов заслуживает. Так что мы, без жалости к себе и прикрытия, приступили к расшифровке того, что нам предлагал сценарий – а он мог предложить многое.

Собственно, основным вопросом было, что же именно зашифровал Довлатов в своих книгах, что он хотел скрыть за юмором и цинизмом.

Каждый, кто хотя бы немного знаком с фактами из его (Довлатова) жизни, знает, что ответ на вопрос, каким он был человеком, требует времени, дней и дней разговоров. Но и даже после этого ответ останется неизвестным.

— Мир начала 70-х годов в Советском Союзе от вас так же далек, как мир 19 века? Или вы находили какие-то точки соприкосновения, что-то близкое для себя?

— Есть нечто роковое в мире, что объединяет все эпохи, а именно – в каждую эпоху существуют люди, видящие дальше своего времени, и, как правило, такие личности всегда мешали власти и окружению, воспринимавшим жизнь так, как удобно им. Единственное, что менялось, это методология преследования. В XIX веке ты оказывался на виселице, а сегодня достаточно просто дискредитировать человека в «желтой» прессе. Такие люди всегда были неудобны для правящих верхов, потому что разоблачали их.

— Сталкивались ли вы на съемках с людьми, которые были знакомы с Довлатовым?

— Да, было интересно слушать, каким люди видят Довлатова, и как они восприняли только то, что он сам им предлагал: улыбку и шутку. И, может быть, хорошо, что это именно так.

— О чем вы хотели рассказать в этом фильме?

— Я хотел понять, откуда появляется сила для следующего «Иду дальше!», откуда вообще силы в тех условиях продолжать идти дальше. Я хотел его понять.

— Легко ли было найти общий язык с интернациональной съемочной группой?

— Да, потому что у нас была общая цель. И потому что мы поставили себе на службу идею. А идея заключалась в том, чтобы создать как можно более искренний фильм. Чтобы избежать компромиссов, и чтобы от этой идеи не отказаться. Если я в чем и уверен, так это в том, что над этим фильмом работала команда людей с открытым сердцем, команда во главе с Германом. Благодаря ему, и поддержке его супруги Елены, в очень трудные для меня моменты мне удавалось идти дальше.

Надеюсь, нам всем это удалось.

— Что вы скажете о методах работы Алексея Германа-мл. и художника Елены Окопной?

— Это два разных, сильных художественных мира, дополняющие друг друга. Самоотдача и самопожертвование на грани физических возможностей, и все это ради фильма. Я не уверен, что они сами до конца осознают, сколько они всего сделали, при этом не обманывая и не позволяя поблажек ни себе, ни другим.

О поиске актеров:

Одним из самых сложных моментов в работе над картиной был подбор актерской команды. «Сможет ли актер передать ту харизму, что была у Сергея Довлатова?», - это ожидание администратора самой крупной довлатовской группы в соцсети выражает общее настроение поклонников писателя. Поэтому поиск актера на роль Довлатова был кропотлив, длился 9 месяцев, и география не ограничивалась Россией. «Искали долго и мучительно, - вспоминает Алексей Герман-мл. - Проблема нашего кастинга заключалась и в том, что Довлатов был, с одной стороны, очень красив и обаятелен, а с другой был очень нежным и сложно устроенным человеком. Кроме экстерьера нам нужно было сочетание в актере ранимости и мужественности, азарта и внутренней боли, силы и слабости. Наконец, выбрали сербского актера Милана Марича…». Для кастинга, который проходил на киностудии «Ленфильм», Милан подготовил пять сцен, причем по идее Алексея Германа-мл. Марич говорил на сербском языке, а подыгрывающие ему коллеги – на русском. «Это чтобы я не чувствовал себя слишком комфортно, - замечает актер, - Кастинг продолжался 10 часов, и единственное, что я сейчас отчетливо помню – смешанные чувства и эмоции из-за того, что я прохожу пробы у человека, чьи фильмы я прежде смотрел, и страх того, что я еще не дорос до работы с таким режиссером. Все было как-то немного сказочно и нереально». По словам продюсера Андрея Савельева, актер, известный у себя на родине, любимец публики, на съемках «Довлатова» прошел путь перерождения. За четыре месяца почти ежедневных съемок он так вжился в образ Довлатова и так погрузился в атмосферу начала 70-х годов 20 века, что чувствовал себя неуютно в современной одежде и в современных интерьерах. «Довлатовское черное пальто, портфельчик, с которым он практически не расставался на съемочной площадке – все это стало для Милана родным», - замечает продюсер картины.

Когда фильм выйдет в прокат, наверняка, будет много «за» и «против» Довлатова, каким его увидел Алексей Герман-мл. Режиссер к этому готов – у каждого свой Довлатов. Сам Герман-мл. увидел Довлатова очень большим и очень чувствующим, нежным человеком, который больше всего на свете хотел быть писателем. «Каким получился Сергей Донатович у нас? – замечает Герман, – Наверное, не таким, каким он был на самом деле. Но ведь мы и не претендовали на документальность. Мы просто пытались заняться чувственным исследованием его внешнего и внутреннего мира, поймать то, что было у него исключительным – вот это сочетание мужского начала и ранимости».

На роль друга Довлатова, несостоявшегося художника, который занялся фарцой, Алексей Герман-мл. пригласил Данилу Козловского. В свое время именно Герман открыл для большого кино имя этого актера. Как говорит режиссер: «Дане пора переходить в другое качество, он засиделся в фильмах, где недостаточно используют его способности».

Яркую, по-своему драматическую роль метростроевца-поэта, пишущего, как говорит Довлатов, «прекрасные, печальные, точные, про нас, про меня, стихи», получил Антон Шагин. Слово актеру: «Кузнецов – это не конкретная историческая личность, это собирательный образ поэта того времени. Взаимоотношения Довлатова и Кузнецова отражают время, в котором они познакомились и живут. Время и желание писать, стремление выразить свои чувства, мысли, беспокойство, сформулировать их. Они оба стремятся выразить словом эпоху, в которую им выпало жить. Замечу еще, что для меня большая честь, что Алексей Алексеевич взял в свой фильм мои стихи. Кузнецов читает стихи, которые написал актер Антон Шагин, и этот симбиоз меня, безусловно, радует и роднит с этим персонажем».

Актерская команда получилась интернациональной – кроме Милана Марича, Данилы Козловского и Антона Шагина, в картине снялись Елена Лядова, Светлана Ходченкова, Петр Гасовский, Мария Ярвенхельми, Хелена Суецкая. Маму Довлатова сыграла армянская актриса Тамара Оганесян (вдова Фрунзика Мкртчяна), а Бродского – Артур Бесчастных. Кстати, этот молодой московский актер уже попробовал себя в роли «нашего рыжего» (выражение Ахматовой) в сериале «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова. Любопытно, что из довлатовского окружения, кроме Бродского, остальные образы – собирательные. Из реальных исторических персонажей зрители также увидят Леонида Ильича Брежнева – как персонажа одного из снов главного героя.

Алексей Герман-мл. – перфекционист не только в подборе актеров на главные роли. Он сам отбирал и массовку. Режиссер искал не столько «советские» типажи, сколько просто интересные, сложные лица. В итоге попадание получилось стопроцентным. Например, когда снимали на Балтийском заводе в толпе людей, занятых в массовке, невозможно было понять, где актеры, а где – рабочие завода. «Самое интересное, что иногда мы даже не знаем – снимают нас или нет, – делился своими впечатлениями один из актеров массовки, – Мы просто живем своей жизнью, вот, пьем молоко, треплемся о том-о сем, шутим. Алексей Герман никаких замечаний и поправок нам не делает – мы и уверены, что в объективе не мы, а кто-то другой. И я понял, что именно так режиссер и добивается естественности». На эту естественность «купился» и продюсер картины Максим Ложевский. «Для одного из эпизодов на пустыре рядом с воинской частью построили тюремный лагерь, - рассказывает продюсер Андрей Савельев, - Все было, как полагается: деревянный мост, вышка, охрана, овчарки, автоматы. И вот приехал Максим Ложевский. Оглядевшись, он удивился: «Кто же вас на зону пустил снимать?». Немало пришлось приложить сил, чтобы доказать, что здесь до нас было лишь болото. “Ну, хорошо, а зэков-то вы откуда пригнали?”, – не успокаивался Максим. В то, что это самые обычные люди с улицы, он поверил с трудом…».

Производство: Кинокомпания «САГа» и «Metrafilms» совместно с Первым каналом, при участии Киностудии Ленфильм, «Message Film» (Польша) и «Art & Popcorn» (Сербия), при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Фонда кино, Правительства Санкт-Петербурга, Польского Киноинститута, Сербского Киноцентра, Фонда поддержки кино при Совете Европы (ЕВРИМАЖ).

image_17.jpg

Концерты

Yota Arena открывает концертный сезон

13 января в Москве одной концертной площадкой на 1000 человек с полным набором необходимого оборудования для выступления артистов разного уровня стало больше - в расположенной недалеко от метро «Тимирязевская» Yota Arena,  выступила группа «Бомж-Трио» в составе Николая Саробьянова, Сергея Воронова и Нэша Тавхелидзе.

Добро пожаловать в мир музыки в рестобар I VAN GOGH

Самый креативный рестобар Москвы I VAN GOGH ждёт в гости любителей музыки.

«2 минуты жизни» стали рубежом Леонида Агутина

«Централ Партнершип» и «Киностудия КИТ» (входят в «Газпром-медиа») представили клип, снятый к заглавной песне саундтрека фильма «Рубеж», автором и исполнителем которой стал известный российский музыкант и композитор Леонид Агутин. Композиция получила название «2 минуты жизни». Клип снял культовый режиссер музыкального видео Энди Морахан (Andy Morahan), который работал с такими музыкантами как Michael Jackson, Paul McCartney, Aerosmith, Queen & Annie Lennox & David Bowie, AC/DC, George Michael, Guns N' Roses, Elton John, Tina Turner, Billy Joel, Pet Shop Boys и другие.

Подписывайтесь на наш канал Yandex Zen

Репортажи

В группе Smokie появился новый солист

Крис НорманПравда ненадолго. Впрочем, обо всём по порядку.

Подробнее...

Это он, это он, наш любимый Comic Con

Comic Con Russia 20171 октября в выставочном комплексе «Крокус Экспо» завершились 12-ая международная выставка интерактивных развлечений «ИгроМир 2017» и 4-й международный фестиваль поп-культуры Comic Con Russia 2017

Подробнее...

Воздушные гимнасты стали триумфаторами V Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол-2017»

Алексей Григоров и Марина ГлаватскихВыступающие под флагами России и Украины воздушные гимнасты Алексей Григоров и Марина Главатских завоевали главные призы V Всемирного фестиваля циркового искусства «Идол-2017» - «Золотой Идол» профессионального жюри и «Золотой Манеж», учрежденный представителями СМИ.

Подробнее...

На всех парусах по волнам «Русского радио»

22-й День рождения «Русского Радио»30 августа в ресторане и яхт-клубе Shore House под лозунгом «На всех парусах по волнам «Русского радио» прошла вечеринка по случаю 22-го дня рождения... ну, естественно, «Русского радио».

Подробнее...

В московском Саду «Эрмитаж» проходит фотовыставка «Лес — наш дом»

Фотовыставка «Лес — наш дом»3 августа под открытым небом в саду «Эрмитаж» с участием организаторов и партнеров проекта - представителей компании Tetra Pak®, Лесного попечительского совета (FSC), Всемирного фонда дикой природы (WWF) и студии документального кино о природе LESFILM,  - открылась фотовыставка «Лес — наш дом».

Подробнее...

КиноМания

Фильм «День святого Валентина» это путаный клубок историй любви, для кого-то забавных, для кого-то - драматичных....

Обратная связь