Космическая драма «Время первых» возвращает нас во времена первых покорителей космоса, первых исследований безвоздушного пространства, бескомпромиссной борьбы за первенство в космической гонке между двумя сверхдержавами, СССР и США.

В основу сценария первого масштабного российского фильма о космосе, снятого в формате 3D, легли реальные обстоятельства полета корабля «Восход-2» с космонавтами Павлом Беляевым (Константин Хабенский) и Алексеем Леоновым (Евгений Миронов) на борту в марте 1965 года. Согласно официальной хронике полёт прошёл в штатном режиме, завершился выходом Леонова в открытый космос и благополучным возвращением корабля на Землю.

Однако на самом деле всё было не совсем так. За два дня полёта произошло семь нештатных ситуаций, три или четыре из них, по словам Леонова, могли привести к гибели и космонавтов, и корабля.

«Время первых»

Отправленный за две недели до старта «Восхода-2» тестовый корабль взорвался, но времени на выявление причин нет - партия и правительство требуют опередить NASA. Пусть даже ценой жизни Павла Беляева и Алексея Леонова.

«Задумка снять большое кино, основанное на нашей истории покорения космоса, показалась интересной. - признался продюсер картины Тимур Бекмамбетов, - Мы с Женей договорились о встрече с Леоновым. В течение шести часов Алексей Архипович рассказывал нам о своей жизни и о том, что произошло с ним и его напарником Беляевым более 50 лет назад. Мы поняли, что не можем не снять фильм про такого удивительного человека и те невероятные события, которые вошли в мировую историю освоения космоса».

На 8-ой минуте после выхода в открытый космос Леонов почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток, а ступни ног свободно болтались в сапогах. Деформация скафандра не позволяла космонавту смотать пятиметровый фал, удерживающий его возле корабля, и войти в шлюз. Вопреки всем инструкциям и с риском для жизни ему пришлось стравить давление в скафандре, чтобы вернуться на корабль.

«Одно дело слушать рассказ о событии или смотреть кинохронику, и совсем другое – попробовать всё на себе, ведь в кино очень важны детали, - отметил Евгений Миронов. - Никогда прежде у меня в кино не было таких нагрузок, зато теперь я действительно могу представить себе, что чувствовал Алексей Архипович Леонов. Я примерил настоящие скафандры космонавтов и теперь понимаю, насколько сложно делать в нём любую работу. Современные скафандры делаются с шарнирами и руки в них подвижны, а тогда этого не было – никто не знал физику космоса. Поэтому, когда Леонов оказался снаружи, у него раздуло скафандр, пальцы и руки сделались неподвижными. А он смог скрутить фал и вернуться на корабль не по инструкции – ногами вперёд: теперь я понимаю, чем было обусловлено это его решение. А вот как он потом смог развернуться в шлюзе диаметром полметра, я не понимаю до сих пор. Кроме того,      у Леонова в скафандре даже не было вентиляции, на земле он вылил из него шесть литров пота».

Но на этом злоключения Алексея Леонова и Павла Беляева не закончились.

«Посадка корабля «Восход–2» должна была проходить в автоматическом режиме, - рассказал режиссёр фильма Дмитрий Киселёв, - но оборудование отказало, и командиру экипажа Павлу Беляеву впервые в истории пришлось сажать космический корабль вручную».

Как и выход человека в космос, это тоже было осуществлено впервые в мире. В результате корабль сел не степях Казахстана, а в заснеженной тайге в 200 км от Перми, где космонавты пробыли двое суток при температуре минус 20 градусов, пока спасатели не смогли их эвакуировать...

Несмотря на то, что мы знаем финал истории, она держит в напряжении до самой последней минуты. И не только благодаря невероятным событиям, поражающим воображение даже сейчас, спустя более полувека, но и благодаря множеству скрупулёзно воссозданных деталей, живых характеров, конфликтов, казалось бы незначительных эпизодов, за которыми, тем не менее, встаёт жизнь огромной страны. Страны, в которой отдельная человеческая жизнь значила так немного, но в которой люди смогли остаться людьми несмотря на давление системы.

Был бы жив мой папа, всю жизнь проработавший «на космос» в НПО «Геофизика-Космос», я бы обязательно сходила с ним в кино, чтобы вместе посмотреть этот замечательный фильм. Ведь «Время первых» - это время наших родителей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ И ЦИФРЫ

18 марта 1965 года в 10:00 по московскому времени «Восход-2» стартовал с космодрома Байконур.

В 11:34:51 Алексей Леонов покинул шлюз и оказался в открытом космосе.

В  открытом космосе Леонов находился 12 мин. 9 секунд.   

Во время выхода в открытый космос Леонов пять раз удалялся от корабля на максимальное расстояние, определяемое длиной фала – 5,35 м.

Масса скафандров Беляева и Леонова «Беркут» составляла 20 кг, масса ранца с автономной системой жизнеобеспечения – 21,5 кг. Запаса кислорода в баллонах ранца хватало на 45 минут.

В открытом космосе скафандр от давления Леонова раздуло, что чуть не привело к гибели космонавта.

В нештатных ситуациях Леонов действовал на свой страх и риск, не советуясь с руководством на Земле.

Выход в открытый космос начался на втором витке, через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем. В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство!» Телевизионное изображение парящего на фоне Земли космонавта транслировалось по телевидению. Выход Леонова завершился во время пролета корабля над Якутией.

Павлу Беляеву из-за отказа автоматики пришлось впервые в истории космонавтики посадить корабль в ручном режиме.

Длительность полета космического корабля «Восход-2» составила 26 часов 2 минуты.

Запись дыхания Леонова использовал Стенли Кубрик в фильме «Космическая одиссея 2001 года», и этот «саундтрек» передавал напряжение кульминационного момента кинокартины лучше самой тревожной музыки.

Для того, чтобы сцены в невесомости смотрелись максимально эффектно, а также для того, чтобы облегчить работу специалистов по визуальным эффектам, были созданы цифровые дублёры Миронова и Хабенского. На студии визуальных эффектов      CGF они последовательно примеряя разные костюмы прошли процесс фотограмметрии – трёхмерного сканирования посредством системы из 80 фотоаппаратов.

Создателям фильма дали доступ только к дизайну космических приборов. Внутреннее устройство космической техники до сих пор засекречено.

Специально для съёмок для актёров были сшиты по два комплекта скафандров, состоящих из внутреннего и внешнего комбинезонов, - они абсолютно идентичны тем, в которых Леонов и Беляев отправились в космос 18 марта 1965 года. Вес каждого из них составил 30 кг, а высота – 170 см.

Для фильма были изготовлены два макета спускаемого аппарата – одна из капсул использовалась для интерьерных съемок, другая – для экстерьерных. Вес последней составил 200 кг, а диаметр – 235 см.

Действующий космонавт Федор Юрчихин озвучил одного из сотрудников ЦУПа.

Миронов и Хабенский больше года тренировались, чтобы быть готовыми к съемкам. Оба актера провели в спортзале в сумме около 4 000 часов. На съемках им приходилось надолго «зависать» на тросах в тяжелых 30-килограммовых скафандрах. Все подобные задачи Миронов и Хабенский выполняли на съемках самостоятельно, привлекая каскадеров только для репетиций и технических дублей.

Евгений Миронов пытался повторить одно из самых невероятных действий Алексея Леонова во время выхода в открытый космос – совершить «кувырок» в трубе шлюза диаметром чуть более метра, однако ему это так и не удалось.

{AprilClubNews}